Четвертый зал:

экскурсияВ 2010 году в Вятскополянском историческом музее состоялось открытие нового зала. В нем представлены основные этапы развития сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности города и района с 1930 года; история возникновения ряда промышленных предприятий, положивших начало созданию крупной металло - и деревообрабатывающей промышленности.

Удивительна история Сосновского судостроительного завода, биография которого началась с судостроительной верфи, с 1924 года. В годы Великой Отечественной войны на заводе были заложены боевые катера – «малые охотники» за подводными лодками.

Краснополянский домостроительный комбинат, освоивший выпуск древесноволокнистой плиты.

Усть-Люгинский завод металлоизделий, в военные годы выпускавший военную продукцию: санитарные двуколки, обоз-телеги, сани, лыжи.

История Машиностроительного завода «Молот» началась с осени 1941 года, когда на базе шпульной фабрики разместился эвакуированный из Подмосковья головной завод по производству автоматов ППШ, конструкции оружейника Г.С.Шпагина.

Этот зал о Вятскополянском крае и о тех тружениках, которые его обживали, благоустраивали, берегли как зеницу ока.


 

Третий зал:

В 2009 году посетителей принял новый зал “Воинской славы”. Не раз нашим землякам приходилось отстаивать свою свободу и независимость в жестоких сражениях.В зале собран большой материал обо всех войнах, в которых участвовали наши земляки, начиная с войны 1812 года.

Отечественная война 1812 года

В экспозиции представлены биографии: первой в России женщины – офицера Надежды Андреевны Дуровой, награжденной одной из высших наград России - Георгиевским крестом.

 

 


Русско-японская война 1905 г.

Героя русско-японской войны, полного Георгиевского кавалера, уроженца деревни Заструги, богатыря Василия Федоровича Бабушкина. Писатель Новиков-Прибой в своем историческом романе «Цусима», описывая события 1904-1905 годов, посвятил Василию Федоровичу целую главу. Вятский богатырь проявил редчайшую воинскую доблесть, благодаря которой сумели соединиться 2 русские эскадры.

 

 

 


Гражданская война.

В период гражданской войны в нашем районе шли горячие сражения и на суше и на воде.В экспозиции представлены материалы, посвященные начальнику дивизии Владимира Мартиновича Азину, командующему Второй Армией Восточного фронта Василию Ивановичу Шорину, участникам гражданской войны, отмечен боевой путь, сформированной в Вятских Полянах, знаменитой Азинской дивизии.

 

 

 

 


Великая Отечественная вона 1941-1945 г.г.

Новая глава в истории рабочего поселка над Вяткой началась осенью 1941 года, когда сюда прибыл эвакуированный из Подмосковного Загорска завод №367 по производству автоматов ППШ. Людей размещали во вновь строящиеся деревянные каркасно-засыпные бараки.

В экспозиции представлена инсталляция барака военного времени. 1418 дней и ночей наша страна боролась и трудилась, работала и сражалась во имя одного великого дня - Дня Победы.

В экспозиции представлены материалы о жизни и деятельности легендарного конструктора – оружейника Георгия Семеновича Шпагина, о замечательном хирурге эвакогоспиталя № 3161 Михаиле Ивановиче Зорине, о наших земляках – участниках Великой Отечественной войны, о тех, кто проявил мужество и героизм в горячих точках.

 


 

Второй зал:

лавка купца

Выгодное географическое положение села, находившегося на большом торговом пути с Вятки на Волгу, способствовало интенсивному развитию торговли. В начале XX века Вятские Поляны это крупное торговое село с большим количеством торговых точек. Наиболее деятельным слоем нашего общества было купечество.

В зале воссоздан интерьер купеческой комнаты и купеческой лавки. Народ в округе Вятских Полян жил исстари мастеровой. Население села в основном занималось земледелием и кустарными промыслами: гончарным, плотницким, скорняжным, кузнечным, сапожным. В витринах представлены всевозможные предметы домашнего обихода, изготовленные вятскими умельцами: короба и корзины из ивового прута, кадки да кадушки, кожаные сапоги да валенки.

испытание ж/д моста

Дороги – артерии государства. Незадолго до начала первой мировой войны, в 1912 году, царским правительством было принято решение о строительстве Екатеринбургской железной дороги. Вопрос о месте возведения железнодорожного моста был решен в пользу Вятских Полян. Объект, позволивший нести бесперебойную доставку военных и гражданских грузов из Урала и Сибири, был построен за 14 с половиной месяцев. В зале представлен материал об этапах строительства железнодорожного моста, о развитии хозяйственной деятельности Вятских Полян и окрестностей в связи со строительством железной дороги.

Важное место в Вятской истории занимает православная церковь. В витринах представлены одеяния священника - протоиерея, предметы богослужения, 2 старинные книги - Евангелие.


 

Первый зал: 

окаменелостинациональный костюмСтоянки каменного века, обнаруженные на территории Вятскополянского района, свидетельствуют о том, что история нашего края уходит в глубь веков. В экспозиции зала представлены палеонтологические и археологические находки разных эпох и периодов, этнические костюмы народов, проживающих на Вятской земле.

О времени освоения края свидетельствуют древние легенды и первые документальные упоминания в книгах о “вятских полянках”. Особое место занимает икона первооткрывателя Вятских Полян игумена Трифона Вятского. Экспонаты в витринах зала, отражают основные промыслы наших предков – земледелие, охоту, рыболовство, бортничество; знакомят с бытом и любимыми занятиями крестьян (плетение лаптей, рукоделие, резьба по дереву).

Большой интерес представляет фрагмент русской избы. Строительство дома для крестьянина – во все времена знаменательное событие. Жизненное пространство они организовали так, чтобы оно было наполнено теплом, любовью и покоем. Только следуя традициям предков, можно было соорудить такое жилище.


 
 
 
VK
ОК
FB

Мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина

Экскурсионные маршруты

Театрализованные программы

 

Музейный абонемент

Проект "Маланьина свадьба"


 
 

Сувенирная лавка