Завод в военные годы (воспоминания Храмова В.Т)

Храмов Василий Тимофеевич родился 21 января 1924 г. в селе Новый Бурец в крестьянской семье. Отец - участник Первой империалистической и гражданской войн. Умер в 1928 году. Мать - уроженка села, колхозница с 1929 г.
 
Рано пошел в школу. Сначала 4 класса учился в селе Новый Бурец, затем поступил в неполную среднюю школу в Старый Бурец. В любую погоду ходил за 2 км в школу. Класс
отличался плохой дисциплиной и хорошей успеваемостью. В 1939 г. закончил 7 классов. Помогал дома по-хозяйству, разводил кроликов, ходил за скотиной, работал на огороде.
Мечтал со своим другом поступить учиться на помощника капитана речных судов, но так как еще не исполнилось 16 лет, то документы вернули обратно. Тогда Василий со своим
другом Уржумцевым Александром подал документы в Малмыжское педучилище. Успешно сдал все экзамены и поступил, но тут знакомый парень-шофер посоветовал ехать в Вятские Поляны и поступать в ФЗУ, где дают хорошие знания, специальность и стипендию. А у Василия была мечта выучиться на слесаря. Он в одной рубашке, тапках отправился в Вятские Поляны, в школу ФЗУ.
Это было училище шпульной фабрики, располагалось в старом здании ДК «Победа», на 2 этаже. Было организовано 3 группы: 1 - металлистов (токари, слесари) и две-деревообработчиков (мастера-наладчики оборудования). Василий попал на собеседование к зав.учебной частью - Мосолову Л.А., но так как документов с собой не было (они были в Малмыже), то велели прийти через день - 27 августа с документами.
Дома попало от матери, что бросил педучилище. А Василий на следующий день, с утра пораньше, пошел пешком , в лаптях, за 25 км в Малмыж, чтоб забрать документы. Придя в училище, узнал, что уже зачислен, стали уговаривать остаться, но, увидев слезы на глазах мальчишки, вернули документы. И снова в обратную дорогу, пешком, за 25 км.
На следующий день, снова с утра отправился в Вятские Поляны, уговорив еще двоих деревенских ребят поступать в ФЗУ. Успешно сдал экзамены и, несмотря на то,
что еще не было 16 лет, был зачислен в училище, на слесаря. Школа была двухгодичная, изучали общеобразовательные предметы за 9 класс. Слесарному делу учил Лукович Александр Александрович, очень грамотный, толковый специалист, строгий до невозможности, но справедливый. Сам ленинградец, в Вятские Поляны был сослан в 1937 году. Инженер-мостостроитель, он учил всему: ручной ковке, слесарному, жестяному делу, изготовлению слесарного инструмента, паять припоями.
Первую стипендию Василий получил в октябре 1939 г. в сумме 90 руб., а последующие получал в сумме 115 руб. Когда привез первую стипендию домой, мать заплакала и с
гордостью показывала ее соседкам, т.к. денег в деревне в то время не было.
Осенью 1939 года мать Василия сильно травмировал бык, после чего она в апреле 1940 года умерла. А самого Василия -взял к себе родной дядя в деревню Барановка, Дом опечатали, а скотину всю тоже отправили в Барановку. Василий, живя в Вятских Полянах, завел себе сберкнижку, копил деньги от стипендии, а потом и от зарплаты, и в апреле 1941 года купил себе велосипед, которых в то время в Полянах еще не было. Теперь можно было и после работы при необходимости съездить домой, в деревню.
После окончания первого года учебы (лето 1940 г.) Василий заболел брюшным тифом, на летнюю практику не попал. Первого сентября 1940 г., когда снова приступили к занятиям, пришлось наверстывать упущенное, делать все работы, что пропустил летом. Выпускную практическую работу Василий сдал на отлично.
Время тогда было тревожное. Шла финская война. На все село Вятские Поляны была одна электростанция на территории шпульной фабрики. Всех слесарей ФЗУ сняли с учебы и направили на монтаж оборудования новой электростанции. Василий попал в бригаду слесарей Елькина. Занимались ревизией 1-го парового котла, его пуско-наладкой, монтажом и наладкой паровых и водяных насосов. Когда запустили 1-й котел и первую паровую машину марки «Вестингауз», снова приступили к учебе.
Это был февраль 1941 года. Начались выпускные экзамены, присвоение разрядов. Из всего выпуска 4 разряд получили Василий Храмов и Петр Клабуков. Ребята 1921-
1922 г.р. были призваны, как грамотные специалисты в военное авиационное училище. Все они прошли войну, были авиамеханиками и все вернулись домой живыми.
Василий продолжал работать на шпульной фабрике в инструментальном цехе. Специализировался на изготовлении инструмента для деревообработки (для изготовления шпуль) под руководством своего учителя Лукович А.А., который был в то время начальником цеха. Работы инструментального цеха были трудоемкие, не было оборудования, все делалось вручную на наждачных кругах. Заработки по тем временам были хорошие (700-800 руб.), старые рабочие заботились о молодых, помогали им.
22 июня 1941 года было массовое гуляние жителей В-Полян за Вяткой, на лугах. Никто ничего не знал о начале войны. Когда стали возвращаться обратно, увидели толпу около репродуктора у магазина № 26. Тогда и узнали страшную новость. И в этот же день стали получать повестки на фронт первые призывники. Шпульную фабрику в середине июля закрыли. Мужчин стали забирать в армию, а женщин направили в колхозы. Василию дали задание - сделать 100 комплектов носилок и на этом его деятельность на шпульной фабрике закончилась.
Пришлось вернуться домой, в деревню к дяде. Стал работать в колхозе счетоводом вместе с дядей, а когда того забрали в армию, работал один. 20 сентября 1941 года в
сельсовет пришла телеграмма на имя Василия Храмова: « Явиться на завод № 622». А в это время на фабрике полным ходом шла работа по подготовке к приему завода № 367 из Загорска. В августе 1941 года на завод прибыла группа строителей во главе с Байером. Приехал механик автогаража - Кучкин, 2-3 мастера по строительству. С собой привезли экскаватор,2 трактора, 2-3 грузовые машины. А так как на фабрике мужчин совсем не осталось, то Байер обратился в обком партии с просьбой мобилизовать 2 тысячи мужчин старшего возраста для ведения строительства. Были мобилизованы мужчины В-Полянского, Малмыжского, Уржумского, Кильмезского, Санчурского, Советского районов. Звали их «Робинзонами», т.к. они были всегда грязные, голодные, жили в бараках на нарах. Им для работы требовалось много инструмента : топоры, лопаты, ножницы, а делать его было некому. Пришлось Василию Храмову с нуля делать весь инструмент. Работы было много, часто приходилось и ночевать в цехе.
Этот батальон строителей построил корпус цеха 12, открылки с южной и северной стороны к корпусу цеха 13, тир, каркасно-засыпной заготовительный цех, переоборудовали центральный склад под кузницу, изготовили полы в корпусе цеха 8.Площадка для приема завода была готова. В ноябре 1941 года сюда приехал завод
№ 367 г. Загорска. Первым прибыло оборудование ремонтного цеха и крупное оборудование других цехов. С первым эшелоном приехали работники ремонтно-механического цеха (бригада такелажников). В первую очередь было смонтировано оборудование ремонтного цеха.
Все оборудование поступало на станцию Вятские Поляны. Разгружалось и перевозилось со станции на лошадях, на листах железа. Дорога была разбита, грязь непролазная. Перевозкой оборудования занимались бывшие работники завода и мобилизованные рабочие стройбатальона. Прибывшие с Загорским заводом рабочие были расквартированы в деревнях Нижняя и Средняя Тойма, Ершовка, Матвеево и пешком ходили на завод.
Одновременно продолжалось строительство бараков. Постепенно эвакуированных размещали в построенных бараках. Сюда же селили прибывающую по комсомольским путевкам на завод молодежь. Приезжала молодежь из детских домов Кировской области. В бараках были двух ярусные нары, печей кирпичных не было, ставили печки- буржуйки, а весь кирпич шел на строительство.
В конце ноября первая партия автоматов была изготовлена и отправлена на Центральный фронт, где шли ожесточенные бои за Москву. Симакин Н.П., который по линии военкомата был мобилизован и сопровождал вагоны с оружием, вспоминал, что в пути состав часто бомбили.
Василий Тимофеевич работал слесарем при инструментальной кладовой, восстанавливал старый инструмент и готовил новый. В ремонтном цехе производили
капитальный ремонт станков основного производства, изготавливали спец, оборудование ( конвейера для цехов, оборудование для оксидирования и т.д.).
Василий Тимофеевич занимался разметочными работами, т.к. хорошо разбирался в чертежах. Постепенно работы по восстановлению инструмента сократились и весной
1942 года Василий попросился работать в кузницу. Кузница по ручной ковке находилась при 8 цехе. Василий был подручным кузнеца - молотобойца. Ковали резцы
для токарей, мелкие поковки для ремонтных целей, лудили котлы и бачки для столовых.
В конце 1942 г. Василия Храмова пригласил начальник 8 цеха-Кришталь и предложил перейти работать разметчиком. Но для начала устроил проверку - как молодой слесарь разбирается в чертежах. Принесли чертеж пиноли токарного станка, затем консоли фрезерного. Василий грамотно ответил на все вопросы, сделал предложение по разметке. После этого ему присвоили 4 разряд разметчика и перевели на новую, более высококвалифицированную работу, а в 1943 году дали ученика, Василий стал учить его разметке. Наряду с этим начальник ПДБ цеха Кураев стал привлекать Василия Тимофеевича к диспетчерской работе, т.к. тот хорошо разбирался в чертежах, в изготовлении деталей, когда же Василий обучил еще одного ученика, его перевели диспетчером. В.Т.Храмов выдавал ежедневные сменные задания по изготовлению и обработке деталей для оборудования. В 1944 году его назначили начальником ПДБ ремонтного 8 цеха.Начальником цеха в то время был Чернышов Ефим Макарыч, а бывший начальник ПДБ Кураев стал зам. начальника цеха.
В годы войны было опасение прорыва немецких бомбардировщиков в глубокий тыл, поэтому по приказу Комитета Обороны на всех оборонных предприятиях Кировской области были предприняты меры по защите от возможного нападения с воздуха. На заводе и в городе было организовано затемнение цехов, домов. На территории завода были вырыты траншеи для укрытия людей.
В годы войны на заводе был создан ОРС ( отдел рабочего снабжения), введена карточная система. При ОРСе было создано подсобное хозяйство завода : сажали картошку, выращивали овощи. Подсобное хозяйство обеспечивало потребность в продуктах питания не только заводского коллектива, но и города тоже. Савальский сельхозтехникум был передан заводу в В-Полянах. Все питались в столовых: одна была в клубе на первом этаже, в зрительном зале были поставлены столы, а кухня была на сцене и за сценой. Вторая столовая была для ремесленников, ФЗО. Кормили неплохо; все было свое - пекарня, колбасная. Подсобное хозяйство имело свою свинарню, коровник, конный двор.
 
Что представлял завод в военные годы?
 
Производственные цехи:
Цех 1. - механический. Изготавливали детали автоматов.
Цех 2 - штамповочный. Был один пресс - кривошипный. Штамповал ствольную коробку на автомат. Пресс работал круглосуточно, ремонт производили в обед. Для пресса всегда наготове был комплект деталей в цехе 8 (коленвал, ползун,шатун, бронзовые вкладыши).
Цех 3 - сборочный.
Цех 4 - изготавливали ложи и тару. Был один станок - токарно-копировальный для обточки ложи, на который также был наготове комплект запчастей.
Цех 5 - механический Цех 6- термический
Цех 7 - инструментальный (режущий инструмент)
Цех 10 - инструментальный ( штампов, приспособлений и калибров)
Цех 8 - ремонтно-механический ( ремонт оборудования и изготовление нестандартного оборудования)
Цех 9 - электроцех (ремонт и обслуживание электрической части оборудования и зданий)
Цех 11 - цех изготовления стволов для автоматов Цех 12 - механический
Цех 13 - механо-сборочный по изготовлению магазинов ППШ
Цех 15 - кузница; кузнечно-заготовительный. Изготовление поковок для инструментальных цехов и ремонтного цеха; резка заготовок на детали основного производства
Цех 16 - ремонтно-строительный Цех 17 - чугунно-литейный для ремонтных цехов
Цех 18 - гальванический; хромировка стволов Цех 19 - сантехнический (отопление, водопровод)
Отдел 48 - лесо-топливный отдел.В его функции входила заготовка дров для котельной. Котельная завода потребляла 800-мЗ дров в сутки. В отделе было много лошадей, которые возили лес, бревна в котельную; металлические листы - по заводу. Дрова пилили круглые сутки. По мобилизации в этот цех направлялись жители близ лежащих деревень, работали парни-подростки.
Цех 21 - транспортный цех, содержал автомобильный транспорт, трактора, ж/д.
 
День Победы.
 
О Победе услышал в бараке № 22 , где жил с 1944 года. Бараки № 22 и 23 были стахановские. Секция была на 8 человек - ИТР. Кто-то вбежал в барак с криком: «Победа!». Все побежали на завод, где состоялся митинг. На заводскую трубу залез парень из ТЭЦ с красным флагом.
Митинг был у ж/д, напротив 13 цеха, на горе стружки. Шел дождь, но люди не расходились, мокрые ходили под дождем. Объявили первый выходной за всю войну. Вскоре после войны выпуск автоматов ППШ прекратили. Завод изготавливал лишь запчасти к ППШ и магазины. Затем стал переходить на выпуск товаров народного потребления - замки, коньки, ножницы, капканы. В 1947 году стали делать патефоны. В ремонтном цехе стали по-настоящему заниматься ремонтом оборудования.
Это был 1946 год. Василий Тимофеевич стал старшим мастером по ремонту станков. В месяц ремонтировали до 30 станков. В 1946 году Василий женился на девушке Зине, которая приехала в Вятские Поляны с заводом из Загорска. Родиной ее был город Невьянск , на Урале. Ее вместе с другими молодыми токарями после окончания школы ФЗО направили перед войной в г.Загорск, на завод № 367.
В обед 26 августа молодые сбегали в ЗАГС, расписались. До этого Василий снял комнату в Усаде, перетащил туда свои вещи, вместе оклеили и стали жить. Вместо стола Василий привез с завода верстак, мужики с работы сделали ему чайник, кастрюлю, отлили две сковороды, изготовили корыто для стирки.
В феврале 1947 года Василию Тимофеевичу дали комнату в коммуналке у стадиона, а в августе родился сын. К этому времени уже было свое хозяйство, огород под окном. В 1950 году Храмовы получили однокомнатную квартиру, которую потом поменяли на двухкомнатную в этом же доме.
В 1947 году Василий Тимофеевич стал работать заместителем начальника ремонтного цеха. В 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». В 1949 году был назначен начальником цеха. Завод в то время находился в тяжелейшем состоянии. Ремонтные и инструментальные службы не имели никаких материалов. Рабочие не имели работы.
На завод было назначено новое руководство. Было принято решение изготавливать пистолеты Стечкина, патефоны. Для производства пистолетов Стечкина построили новый корпус МСК-1 (где сейчас цех 24).Директор завода Тарасов назначил Храмова В.Т., работающего начальником ремонтного цеха, еще и руководителем по реконструкции цеха 4 (изготовление металлоконструкций). Была создана бригада из рабочих разных цехов и вновь принятых для изготовления конструкций. Директор завода заключил договор с начальником монтажного участка Ижевского треста Шахтоспецмонтаж тов. Михайловым осуществлять шефство над В.Т.Храмовым на время этих работ. Работы было много. Учили-сварщиков варить фермы. В 1950 году под руководством Михайлова изготовили фермы, конструкции, произвели монтаж. Так был построен цех 4.
В 1951 году приступили к изготовлению конструкций для реконструкции 12 цеха. Но в это время Василий Тимофеевич заболел (открылась язва желудка), вернулся в цех и
продолжил работу в качестве зам. начальника цеха. Реконструкция цехов продолжалась под руководством мастера Шубникова, т.к. к тому времени появился опыт работы,
обучились рабочие.После победы в Великой Отечественной войне на завод стало поступать оборудование, конфискованное в Германии (станки, машины). Одновременно
поступили металлоконструкции двух демонтированных заводских корпусов из Германии. В 1950 году был смонтирован 1-й корпус - МСК-1 (сейчас это цех 24). В 1952 г. был наполовину смонтирован корпус МСК-2 (где сейчас цех 1). Эти работы выполнял Ижевский монтажный трест.
В 50-е годы началась реконструкция завода. Работая зам. начальника цеха, В.Т.Храмов интенсивно занимался капитальным ремонтом оборудования, модернизацией его под скоростные методы обработки деталей, изготовлением нестандартного оборудования для производства патефонов. Массовый выпуск патефонов продолжался с 1951 по 1955 годы. Наряду с пистолетом Стечкина это была основная продукция завода. К середине 50-х годов завод находился в тяжелейшем кризисе. Патефоны изжили себя. Все площадки завода были заставлены продукцией. Стоял вопрос - что производить?
В это тяжелое время на завод приехал в качестве директора Ф.И.Трещев и главный инженер - Камзолов. Заводу передали изготовление узлов и деталей для мотоцикла «Иж». В это же время было принято решение об изготовлении бокового прицепа. Окончательной отделкой узлов и деталей для мотоцикла «Иж» занимался цех, где изготавливали патефоны.
Появились новые производства: лакокраска, гальванопокрытия, сборка, газосварка. Потребовались дополнительные площади. Пришло время достраивать корпус МСК-2. Трещев Ф.И. поручил это Храмову В.Т. В зиму 1955-1956 гг. В.Т.Храмов организовал бригаду из демобилизованных солдат (примерно 20 человек) и в построенном
специально тепляке зимой учились клепать фермы , т.е. усиливать немецкие конструкции под наши климатические условия. С этой работой справились хорошо.
Народ освоился, приступили к монтажу. Дальнейшие работы продолжил мастер Шубников.
В мае 1956 г. Ф.И.Трещев уговорил В.Т.Храмова перейти на должность заместителя начальника цеха 23. Начальником цеха был назначен Кураев, товарищ Василия Тимофеевича. В эти годы началось освоение бокового прицепа и мотороллера. В.Т.Храмов отвечал за сварку деталей, пескоструй, лакокраску, а начальник цеха - за гальванопокрытия и за сборку изделий.
Заканчивался монтаж металлоконструкций корпуса МСК-2, где разместился участок лакопокрытий, сварки, пескоструя. Все оборудование участка лакопокрытий было изготовлено силами цеха 8: подвесной цепной конвейер, покрасочные сушильные камеры. В подвальном помещении корпуса была организована контактная сварка первых боковых прицепов. Самым сложным было обучить рабочих подготовке боковых прицепов под покраску и покрасить их. Для завода это было новое дело.
Здесь работали в основном женщины. Василий Тимофеевич учился сам и учил других; работы было много, часто оставался ночевать в цехе. В это же время он был
прооперирован с язвой желудка, болел. Начальником цеха вместо Кураева стал Лямкин Василий Васильевич, который не очень пользовался авторитетом у рабочих и который
старался унизить Храмова в глазах руководства завода. Узнав об этом, Василий Тимофеевич отказался работать с ним. Ф.И.Трещев понял Храмова и назначил его
начальником опытной мастерской отдела 33 в 1957 году.
Мастерская состояла из 8 человек. В это время продолжалось освоение новых изделий. В связи с тем, что Днепропетровский завод плохо поставлял штамповки кузова бокового прицепа, наш завод был вынужден дерейти на промежуточную модель бокового прицепа.По предложению главного инженера Болтушкина и слесаря Постникова были изготовлены опытные образцы кузова бокового прицепа из нескольких частей, штамповку которых могли производить на своем оборудовании. Это был БП-58.
От Днепропетровских штамповок завод отказался.
А в мастерской продолжали работать над совершенно другой моделью боковых прицепов, состоящих из 2-х половинок, образцы которых выколачивались из металла на деревянных болван. В 1959 году состав мастерской увеличился до 15 человек. Много готовили образцов мототехники для ВДНХ : легковые, грузовые мотороллеры, моторикши. Но возникла проблема с изготовлением образцов из-за отсутствия собственного кислорода на предприятии. Для газосварки изделий требовался кислород. Однажды Ф.И.Трещев зашел в мастерскую и поинтересовался изготовлением экспонатов. В.Т.Храмов обратился к директору с просьбой о приобретении кислорода, который возили из Ижевска. Ф.И.Трещев заверил, что скоро на заводе будет свой кислород, т.к. производится монтаж кислородной станции, на что Храмов ответил, что собственный кислород будет не раньше, чем через полгода. «Почему так считаешь?»,- удивился директор.
«Так там почти ничего не делается», - ответил Василий Тимофеевич.
Он часто заходил туда и был в курсе дел. В тот же день директор завода созвал совещание по монтажу кислородной станции и потребовал от Покровского, ответственного за монтаж, отчитаться о проделанной работе. Затем назначил В.Т.Храмова ответственным за монтаж кислородной станции. Была создана специальная бригада из толковых и ответственных рабочих цеха 8: Копытова, Белоусова, Зуева и работника ТЭЦ - Богомазова. Работы были выполнены в течение месяца, а еще месяц занимались отладкой и пуском станции. Но долгожданного кислорода не получили.
В.Т.Храмов вместе с начальником кислородной станции уже готовы были расписаться в своей некомпетентности, но Ф.И.Трещев пригласил с одного из кировских предприятий
начальника кислородной станции. Тот оценил нашу работу на «отлично» и предложил запускать станцию. Уже через полчаса получили жидкий кислород, а далее все по
технологии до получения газообразного кислорода. Вся причина была в том, что градуировка шкалы температур была выполнена не в градусах Цельсия, а по шкале
Реомюра, т.к. установка была из США, очень старая и перевода градуировки не было видно. Так на заводе появился собственный кислород. Проблема была решена.
В.Т.Храмов и вся его бригада были поощрены.
За участие наших изделий на ВДНХ большая группа заводчан была награждена медалями ВДНХ и ценными подарками. В.Т.Храмов тоже был награжден малой серебряной медалью ВДНХ и велосипедом.
Освоение 6П2 - 1958 год.
Новое направление в развитии завода. Силами мастерских был изготовлен первый опытный образец изделия 6П2 - пулемет разработки Калашникова. Одновременно разрабатывали разные модификации легкового мотороллера. Остановились на мотороллере «Электрон», который и шел в основное производство. Одновременно работали над модификациями грузового мотороллера, который тоже был поставлен на производство. Год - 1960-й.Пришла пора отгружать новую продукцию в торговую сеть, но
готовых инструкций по эксплуатации мотороллера не было. Для изготовления инструкций требовались клише для изготовления рисунков. Такие клише могли сделать только в Казани на предприятии Татиздат. Клише надо было изготовить в кратчайшие сроки. Директор завода Ф.И.Трещев обратился к Храмову с просьбой организовать
изготовление клише в Казани. Василий Тимофеевич договорился об изготовлении клише в неурочное время бригадой работников Татиздата и черезнеделю клише были готовы. Инструкции были изготовлены, заводская продукция пошла в торговую сеть.
В феврале заводчане избирают В.Т.Храмова председателем заводского профсоюзного комитета. Заместителем был избран Чернышев Александр Андреевич. Василий Тимофеевич дал согласие на работу в профкоме сроком на 2 года. Профсоюзную работу он знал, так как до этого 4 года был членом заводского комитета. В апреле 1963 года на заводе случился пожар в цехе 23 на сборке боковых прицепов. К ответственности привлекли главного инженера, начальника цеха, главного энергетика, начальника техники безопасности, начальника пожарной охраны. Все они были освобождены от работы и отданы под суд. Осудили разными размерами штрафа. В.Т.Храмова заслушали на Совпрофе и указали на слабый контроль.
Работая председателем профсоюзного комитета, Василий Тимофеевич всегда был защитником рабочего класса. Этим он не очень нравился руководству завода. Особенно тем, что требовал сокращения сверхурочных работ. Обычно директор завода Ф.И.Трещев приглашал председателя профсоюзного комитета к себе с тем, чтобы рассмотреть вопрос о сверхурочных.
Но однажды в ответ на приглашение раздалось: « Не удобнее ли Вам, Федор Иванович, зайти рассмотреть ко мне?» Не мешкая долго,
Ф.И.Трещев постучался в дверь кабинета, зашел с иронической улыбкой. Вопрос был решен. А через 2-3 месяца вопрос о сверхурочных больше не ставился. Был такой случай.
Работа в профкоме была не мед. Ответственность была за все: квартирный, земельный вопросы, пионерлагерь, оплата больничных, всевозможные путевки, зарплата, обучение рабочих, медицинское обслуживание. Но через 2 года полномочия председателя профкома закончились и в марте 1965 года В.Т.Храмов отчитался перед коллективом о проделанной работе.
Поступило приглашение на работу в мастерскую отдела главного конструктора и на должность зам.главного механика. Василий Тимофеевич дал согласие и с марта 1965 года стал заместителем главного механика. После того, как уехал главный механик в 1967 году, В.Т.Храмов стал главным механиком завода. В этой должности он проработал с 1967 по 1973 годы.
Работа была сложная, ответственная. Пока был заместителем, в службе главного механика не было плана предупредительного ремонта (ППР) оборудования. Василий Тимофеевич настоял на том, чтобы назначили начальника бюро по ППР. В течение года было пересмотрено все оборудование завода, составлен план ППР каждого станка. Эту
работу проделала служба Бусарева. С этого периода все ремонты были плановые. Работая главным механиком завода, пришлось выполнять еще одну, не свойственную этой службе работу. Это монтаж углекислотной станции. Первоначально планировали договориться о монтаже с организацией «Татгазстрой» г. Казани, но в этом было отказано.Порекомендовали обратиться к частному лицу, бывшему работнику этой организации, ныне пенсионеру. Он согласился помочь, предложил самим провести
подготовительные работы, подготовить всю технику, рассказал технологию монтажа. Но перед пуском станции, когда все было готово, он ввиду болезни приехать отказался.
Предложил самим выполнить работы по монтажу. Была зима. За короткий световой день разделительные колонны после установки не были окончательно закреплены и на ночь остались на растяжках. А ночью началась сильная снежная буря. Ранним утром все, участвующие в монтаже, были на месте. К счастью все было в порядке, закончили окончательные работы. Монтаж углекислотной станции прошел успешно.
Служба отдела главного механика (ОГМ) кроме ремонта занималась проектированием и изготовлением нестандартного оборудования. По этому вопросу был приказ Министра « создать на заводах оборонной промышленности отделы и цехи нестандартного оборудования». Ф.И.Трещев упорно не хотел этого выполнять, а В.Т.Храмов настаивал : « ...освободить службу главного механика от несвойственных работ». Когда Ф.И.Трещеву было наложено взыскание Министра о невыполнении приказа, тогда он поручил В.Т.Храмову возглавить отдел и цех нестандартного оборудования - № 61. Это было в 1973 году.
Был создан отдел, цех, подобран коллектив, работы выполняли по приказу Министра для Нижне-Тагильского вагоностроительного завода для производства новых станков. За время работы в заводе силами отдела № 61 было спроектировано, изготовлено, смонтировано оборудование для лакокрасочного цеха 11, (подвесные конвейера, сушильные покрасочные камеры). Важное направление работы - механизация межцеховых перевозок, всевозможная тара, контейнера, механизированные склады, в т.ч. в цехе 2.
Сами спроектировали и изготовили агрегатные станки. Конструктором Кисельниковым был спроектирован полуавтомат для изготовления грязевого щитка под боковой прицеп, который был изготовлен в цехе 61.
В 1976 году В.Т.Храмов по собственному желанию перешел на работу инженером по оборудованию в службу главного механика. Одновременно возглавил работу по монтажу конструкций сборного корпуса цеха 29 ( из финских конструкций) Также возглавил монтаж оборудования и освоение его на участке по переработке металлоотходов. Смонтировали 2 пресс-пакета, аллигаторные ножницы, козловый кран.
После завершения всех этих работ в 1977 году был назначен заместителем главного механика по шефской работе над предприятиями сельского хозяйства В- Полянского, Малмыжского, Кильмезского, Уржумского районов. Изготавливали запчасти для сельхозмашин, занимались изготовлением оборудования для сельского хозяйства: пресс-
подборщики, сеноворошилки, шнековые зернопогрузчики; производили монтаж кормоцехов на фермах, изготовление и монтаж теплых стоянок, зерносушилок,
зерноперерабатывающих комплексов и многое другое. Ежегодно отчитывались перед обкомом партии о проделанной работе. Ежегодно в районе подводили итоги о
выполненной работы с поощрением. Так проработал до 1985 года, до выхода на пенсию.
 
Храмов В. Т. почетный ветеран завода, ветеран Великой Отечественной
войны, кавалер ордена «Знак Почета»

Пригодился материал, если да то поделись ссылкой

Добавить комментарий

На сайте допускаются комментарии, только адекватного содержания, написанные "литературным" языком. Комментарии проходят обязательную модерацию администрацией сайта.


VK
ОК
FB

Мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина

Экскурсионные маршруты

Театрализованные программы

 

Музейный абонемент

Проект "Маланьина свадьба"


 
 

Сувенирная лавка