От кустарных ремесел до народных художественных промыслов

«Ремесло в руках есть не просит, а хлеб приносит»

ткацкий станокНарод в округе Вятских Полян и в самом селе исстари жил мастеровой. На базе залежей различных глин развивалось одно из древнейших ремесел – гончарное. В первую очередь из глины делали посуду. Ее лепили сначала руками, потом появился гончарный круг, что ускорило изготовление изделий. Корчаги, горшки, миски, чаши, кубки, кринки – все это посуда из глины. Позднее стало развиваться кирпично-черепичное производство. Производством красного кирпича занимались большинство усадских мужиков. (Усад – это часть города Вятские Поляны.) Кирпич продавали и местному населению и вывозили на продажу в соседний Кукмор и даже вывозили в Казань, на Урал. Там же, в Усаде, была шерстобитка и маслобойка, последняя имелась и в деревне Матвеево. Часть населения занималась производством валяной и кожаной обуви. В Кукморе на фабрике Комарова на катке валенок работала значительная группа крестьян – ремесленников.

В волостном центре умельцев и вовсе было не перечесть. Добрая молва шла о сапожниках Парфене Касенягине, Николае Ефимовиче Мясникове, Василие Немовиче Микрюкове, Петре Ивановиче Шитове и Василии Ефимовиче Рукавишникове. А какие изделия – всем на загляденье! Для пошива портные использовали колодки, шило, нож для кожи. К шорникам, Петру Федоровичу Кукину, Павлу Егоровичу Тюрину, и Никифору Кузнецову, чтобы заказать хомуты для лошадей, вожжи, седла, т.е. делали изделия домашнего обихода из кожи. Самые опытные шорники могли шить даже обувь. Мужчин терзали свои думки – заботы. Они чаще заглядывали во двор к братьям – кузнецам Василию и Елизару Дорофеевичам Малютиным. Почти в каждом хозяйстве была лошадь, а без подков выезжать на ней было нельзя. Кузнец в то время считался мастером на все руки. А вот к жестянщикам Семену Андреевичу Созину, братьям Степану и Николаю (их фамилии старожилы, к сожалению, запамятовали) шел народ от мала до велика. Покупали у них ведра, умывальники, воронки, железные печки, да и подлатать старое мастера умели так, что потом не раз их добрым словом вспомнят.

Работа ткача была просто необходима, т. к. людям всегда надо было во что-то одеваться. Люди сами пряли нитки, делали ткань и шили одежду. Отсюда и название «домотканая» т. е. «ткали дома». Прясть и ткать тогда умела каждая женщина, и учили ее этому с малолетства. Трудолюбие девушки в то время можно было определить по количеству вытканной ею ткани. Чем больше ткани, тем трудолюбивее девушка. Вот и ходили молодые ребята, смотрели на это прежде чем выбрать жену.

Нижнетойменские умельцы славились корзинами, тарантасными плетенками, коробами, которые они искусно плели из ивового прута. Эти изделиялодка нужны были в каждом хозяйстве: за грибами, за я го дами, на охоту, на рыбалку.

А если у кого была нужда в лодке, то шли в Пиковку, здесь мастерили хорошие, прочные трех – и четырех – местные долбленки.

Женская часть населения решала извечный вопрос: у кого из портных заказать новую обнову – у Федора Алексеевича Санникова или Афанасия Бердник ова, а м ожет пойти лучше к Федору Петровичу Решетникову? Домашнюю колбасу, окорока да грудинку, рулеты и прочие копчености селяне покупали у Федора Викторовича Колесникова. Трудно было устоять от соблазна, увидев на прилавке его ароматную продукцию, изготовленную в хорошей коптильне да по хорошим рецептам.

Не было у нас ни злата, ни драгоценных камней. Но имелись кое – какие металлы, прекрасная глина, опоха, гипс, повсеместно сеялись лен и рожь, добывалась пушнина, скотоводство давало шерсть, пух, кожу, рог, а уж главное богатство – лес – щедро одаривал человека множеством видов сырья: древесиной, берестой, лубом, лозой, корнем. Одним топором мог вятский мастеровой, полностью обустроить свое жилье: срубить дом, баню, хлев, смастерить лавки, столы и полати, не го воря уж е о мелочи, берестяной зыбке, ведре, ушате, вилах или утвари для кухни. Звонко переговаривались в деревенской кузнице молот с наковальней, тихо шуршал в сарае гончарный круг, выносили женщины на просушку под солнышко самотканую портянину да пестрядь, тулуп самошивный да валенки катанки с расписным узором. Все делалось не абы как. А с выдумкой и любовью, со вкусом дарованным мастеру самой природой, где утилитарность вещи сочеталась с декоративными свойствами материала. 

С незапамятных времен дерево было самым любимым материалом, т. к. вокруг было большое количество леса. Поэтому среди разнообразных кустарных ремесел дореволюционного села и его окрестностей первое место занимала деревообработка: столярно-мебельная, бондарная, веялочная, самопрялочная, обозные ремесла, производство сельскохозяйственных орудий, сухая перегонка дерева (углежжение, смоло - и дегтякурение). Мебельщики делали мебель: лавки, табуретки, столы, шкафы и многое другое, использовали дуб, липу, сосну. Бондари изготавливали бочки, кадки, ведра, лохани. Для этого деревянные поленья раскладывали определенным образом, подгоняли друг к другу, соединяли обручами. Из дерева же делали веялки, самопрялки, сельхозорудия. Очень ценилось ремесло плотника. Плотник везде мог найти себе работу, а значит прокормить семью. Об этом говорится и в пословице: «С топором весь свет пройдешь». Главным инструментом плотника всегда оставался топор, позднее – пила. Есть пила лучковая, она натянута как тетива у лука, такую пилу использовали для распилки мелких деталей. А вот пила дольная с одной ручкой – это инструмент специалиста плотника. Ей пользовались для изготовления пиломатериалов: для теса на крышу, для половых досок и досок на потолок. Укладывали бревно на высокие подставки. Человек находился на бревне сверху и пилил его вдоль. Пилорам раньше не было, и все приходилось делать вручную. Многое создавали не только для себя, но и для детей и для внуков, для всего своего потомства. И потому иные изделия, особо удавшиеся, берегли, передавали по наследству, повторяли форму, дополняя и поправляя. Так рождались традиции народного художественного творчества. В сочетании с обычаями, обрядами, песнями, сказками, игрищами они являли самобытную русскую культуру.

деревянный самокатВ 1918 г. в Вятских Полянах у одного из торговцев появился велосипед заграничного производства, в народе называли его «самокатом». Наш Полянский 15-летний паренек Саша Климов загорелся целью сделать самокат из дерева. Осенью того же года Саша ездил на своем деревянном велосипеде и даже катал своих друзей. Правда рычаги педалей и шины колес были изготовлены местным кузнецом из железа, цепь передачи была исполосована из старой шерстобитки. А в 1925г. Александр Петрович Климов вновь продемонстрировал свое мастерство. На волостной выставке сельского хозяйства и кустарных изделий он показал гармонь – баян собственного изготовления, и был удостоен денежной премии 1-го разряда. Вятская земля издавна славилась художественными промыслами и изделиями местных кустарей, которые гармонично сочетали в себе красоту, выдумку и пользу.

Пригодился материал, если да то поделись ссылкой

Добавить комментарий

На сайте допускаются комментарии, только адекватного содержания, написанные "литературным" языком. Комментарии проходят обязательную модерацию администрацией сайта.


Комментарии  

 
0 # От кустарных ремеселТатьяна 20.02.2015 12:45
Опечатка,следуе т - опока.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
 
VK
ОК
FB

Мемориальный дом-музей Г.С.Шпагина

Экскурсионные маршруты

Театрализованные программы

 

Музейный абонемент

Проект "Маланьина свадьба"


 
 

Сувенирная лавка